Назначение системы охлаждения любого автомобиля заключается в том, чтобы поддерживать температуру двигателя в заданных пределах. Ведь в процессе работы выделяется тепловая энергия, которая приводит к расширению деталей из металла. Другим воздействием является размягчение (плавление) и прогорание. В первом случае значительно уменьшаются рабочие зазоры, во втором — происходит разрушение деталей.
Поэтому исправность системы охлаждения играет важную роль в обеспечении и поддержании работоспособности двигателя.
Иногда требуется ремонт радиаторов грузовых автомобилей, нуждающихся в повышенной прочности.
Чистка системы охлаждения
Со временем на внутренней поверхности системы охлаждения накапливаются разного рода отложения, затрудняющие проток жидкости. Кроме внутренних загрязнений появляются внешние. Как правило, это слой пыли и частички растений, мёртвые насекомые и прочее. В обоих случаях требуется чистка системы охлаждения.
Внешнее засорение
Устранить внешнее засорение своими руками будет удобнее на снятом радиаторе. Чистка может быть выполнена следующими способами:
- Обдуть сжатым воздухом;
- Промыть струёй воды;
- Прочистить щёткой.
Первые два способа нужно применять с осторожностью, т. к. есть опасность повреждения хрупких пластинок (рёбер). Чистка щёткой также требует внимательности. В этом случае желательно, чтобы использовалась не слишком грубая щетина во избежание механических повреждений.
Внутреннее загрязнение
Чистка внутренней поверхности системы охлаждения заключается в том, чтобы растворить и вывести наружу образовавшийся налёт или накопившуюся грязь. Прочистить внутренность можно, используя специальные средства для радиаторов, которые продаются в магазине. К ним относится Антинакипин.
Однако, внутренняя чистка своими руками может быть выполнена водой с лимонной кислотой.
Для этого на ведро чистой воды (лучше дистиллированной) нужно 50-60 г кислоты. Автомобиль должен проехать на таком растворе порядка ста километров. После чего жидкость сливают и при необходимости повторяют процесс.
Промыть систему своими руками нужно в том случае, если есть предпосылки для этого. Например, низкая эффективность работы или содержание частиц в охлаждающей жидкости. Промыть радиатор изнутри можно быстрой струёй воды при закрытых патрубках. Даже после проведённых процедур не всегда удаётся устранить нарушение проходимости. В этом случае нужно обратить внимание на состояние термостата.
Ремонт радиаторов
Отремонтировать радиатор своими руками под силу практически каждому автовладельцу. Обычно нужно устранить следующие неисправности:
- Деформации радиатора;
- Трещины;
- Пробои при столкновениях с препятствиями.
Повреждения можно разделить на те, которые не приводят и способствуют возникновению течи. Ремонт радиаторов автомобилей своими руками лучше проводить на снятой детали. Чтобы избавиться от течи жидкости нужно отремонтировать радиатор.
Заклеивание
В обычных условиях без специального оборудования радиатор целесообразно заклеить или запаять. Причём заклеить можно, используя специальный термостойкий герметик или порошки. Разные фирмы-производители изготавливают герметик неодинакового качества. Покупать нужно лишь продукцию проверенных фирм. Герметик способен заклеить пробой, устранить течь медных и алюминиевых изделий лишь ненадолго.
Применять можно и другие средства, например, холодную сварку. Чтобы заклеить максимально качественно, наносить её надо, как и герметик, на зачищенную и обезжиренную поверхность.
Пайка
Отремонтировать радиатор и устранить течь лучше всего можно, если запаять его. Пайка обеспечит долговечную исправную работу по сравнению с тем, чтобы заклеить изделие, используя герметик.
Пайка алюминиевых изделий сложнее, чем медных. Чтобы отремонтировать такой радиатор, нужно обеспечить хороший контакт припоя и материала.
По этой причине пайка алюминиевых изделий включает в себе следующие этапы:
- Очистка поверхности;
- Нанесение медного купороса;
- Электролиз с помощью батарейки;
- Лужение;
- Собственно пайка.
Электролиз проводят, подсоединив отрицательный провод к радиатору, а положительный медный к капле купороса. При этом нельзя касаться поверхности изделия, а только капли. Таким образом, можно отремонтировать радиатор и избавиться от течи.
Пайка медных деталей довольно проста. Нужно очистить поверхность и нанести по краям паяльную кислоту. Чтобы запаять радиатор нужен тугоплавкий припой. Запаять можно и обычным, но этот вариант будет крепче. Паяльник для этих целей лучше взять помощнее, порядка 1 кВт, особенно если нужно выполнить ремонт радиаторов грузовых автомобилей. В любом случае запаять с его помощью радиатор будет проще, а качество работы выше.