Правила эксплуатации автомобильных шин

Заголовок

От шин автомобиля и их состояния зависит очень многое, включая безопасность на дорогах. Существуют правила эксплуатации автомобильных шин, соблюдение которых продлит срок службы покрышек, а также сделает поездки более комфортными и безопасными.

Сезонность резины

Пожалуй, одним из самых важных и обязательных правил является сезонная смена шин на автомобиле. Существуют три типа покрышек:

  • Летние;
  • Зимние;
  • Всесезонные.

Автомобильные шины

Названия говорят сами за себя. Но не стоит думать, что на всесезонных покрышках можно передвигаться круглый год. Это можно делать только тогда, когда на улице плюсовая температура, а на дорогах нет снега и льда. В условиях реальной зимы они совершенно непригодны для использования. Кроме того, и летом такие шины существенно уступают по своим характеристиками именно летним вариантам. Использование такой резины в настоящее время нецелесообразно. Мнимая экономия оказывается обманчивой. Большинство автомобилистов это уже осознали. О всесезонках лучше сразу забыть и не приобретать их для личного использования.

Летние покрышки предназначаются для эксплуатации их на автомобилях при температуре воздуха до плюс семи градусов. При более низких температурах их резина начинает дубеть и терять сцепные свойства с асфальтом даже на сухой, не обледенелой дороге.

Химический состав такой резины предполагает наилучшие характеристики этих шин при эксплуатации машины именно летом, когда температура окружающего воздуха довольно высока. Кроме того, летние шины призваны хорошо справляться с лужами и сильным дождем. Для недопущения эффекта аквапланирования предусматриваются специально разработанные для этих целей рисунки протектора, способные отводить воду от пятна контакта с дорогой.

Зимние шины, в свою очередь, подразделяются на два типа:

  • Шипованные;
  • Не шипованные или липучки.

Хранение автомобильных шин

Предпочтение тем или иным необходимо отдавать в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Шипованная резина обладает достаточно высоким уровнем сцепных свойств на заснеженных или обледенелых покрытиях дорожного полотна. Во время движения шипы вгрызаются в снег и лед, обеспечивая надежное сцепление автомобиля с дорогой, значительно сокращают тормозной путь и позволяют двигаться по намеченной траектории. Владельцам автомобилей с шипованными шинами для недопущения аварий необходимо предупреждать других участников дорожного движения о том, что машина на скользкой дороге останавливается благодаря шипам значительно быстрее. С этой целью на заднее стекло машины автомобилисты должны наклеивать специальный знак, который представляет собой букву Ш в красном треугольнике.

Шипованная резина требует к себе особого внимания. После покупки нового комплекта необходима его правильная обкатка. Первые несколько сотен километров нельзя допускать резких разгонов, торможений, а также пробуксовок.

В противном случае это может привести к выпадению шипов из своих посадочных мест. Потеря шипов приводит к существенному снижению эксплуатационных характеристик. При правильной обкатке шипы находят свое место и более плотно держатся в своих отверстиях. Благодаря этому достигается более продолжительный срок службы такого типа зимней резины. Впрочем, и при дальнейшей эксплуатации желательно избегать серьезных нагрузок для шипов, особенно при езде по сухому асфальту. Нужно аккуратно стартовать с места, а также медленно тормозить, не допуская юза.

Наилучшие показатели у шипованных шин проявляются при движении автомобиля по обледенелой дороге. Особенно когда лед гладкий, но не очень прочный. При температуре окружающего воздуха ниже минус двадцати градусов лед становится более крепким, а шипам значительно сложнее его прокалывать. Кроме того, в глубоком снегу, а также в снежной каше на дороге шипы уже не столь эффективны. В этих ситуациях более важным фактором становится мягкость резины, которая зависит от химической составляющей. Несмотря на то что шипованные покрышки намного мягче летних и всесезонных, они все же уступают по этому показателю своим основным конкурентам. А именно нешипованным шинам или липучкам скандинавского типа. Дело в том, что в слишком мягкой резине шип не будет способен надежно закрепиться. Он попросту выскочит раньше времени.

Нешипованная зимняя резина, в свою очередь, подразделяется на два типа:

  • Европейский тип;
  • Скандинавский тип.
Шипованые шины

Шипованые шины

Не шипованные или фрикционные зимние шины европейского типа более похожи на обычную всесезонку. Они довольно жесткие, а использовать их желательно только на дорогах без снега и льда, хотя температура, при которой их можно эксплуатировать, может быть и ниже нуля. В условиях средней полосы России их эксплуатация является попросту неприемлемой. Они подходят только для южных мест, где снег или лед на дороге являются огромной редкостью.

Нешипованная зимняя резина скандинавского типа, наоборот, отличается очень высокой мягкостью. Даже на сильном морозе эти шины не дубеют, а сохраняют свои эксплуатационные свойства. Кроме того, такие покрышки имеют огромное количество так называемых ламелей, которые обеспечивают великолепное сцепление на снегу и льду. Иногда в состав резины этих шин производители добавляют кремниевую крошку, что еще сильнее улучшает сцепление с ледяной поверхностью зимней дороги.

Фрикционные шины лучше всего проявляют свои качества на заснеженных дорогах, промерзшем асфальте, а также на шершавом толстом льду. Автомобильные издания в ходе проведения тестов выяснили, что при температуре ниже двадцати градусов Не шипованные покрышки выигрывают и шипованных даже на льду. Дело в том, что при очень низких температурах лед получается куда более крепким, а шипы становятся уже не способны вгрызаться в него также, как в более хрупкий лед. Кроме того, при таких температурах он теряет свою гладкость и становится более шершавым. Это как раз и на руку липучкам. Они своими ламелями цепляются за эти шероховатости, а химический состав резиновой смеси позволяет оставаться им весьма эластичными.

Нешипованная резина выигрывает у шипованной и по уровню комфорта. Не секрет, что при движении на шипах в салоне отчетливо ощущается некий гул. В случае с липучками он отсутствует. Кроме того, что шипованные шины больше шумят, они еще и проигрывают нешипованным в торможении на сухом промерзшем асфальте. Шипы, если можно так выразиться, в данном случае выполняют роль своеобразных коньков, которые скользят по асфальту. Однако на хорошо укатанном снегу и гладком льду шипованная резина все же выигрывает. Поэтому выбирать между тем или иным вариантом необходимо, в первую очередь, исходя из конкретных условий эксплуатации.

Виды авто шин

Виды авто шин

Ошибки неопытных автомобилистов

Каждому понятно, что движение на летней резине зимой крайне опасно. Велик риск скольжения, заноса и аварий. Поэтому сегодня уже мало кому приходит в голову эксплуатировать автомобиль зимой на летних шинах. Однако, к сожалению, обратная ситуация встречается гораздо чаще. Это когда автомобилисты ездят на круглый год на зимней резине. Стоит отметить, что правила эксплуатации автомобильных шин это категорически запрещают.

Ранее уже упоминалось о том, что зимняя резина просто обязана быть намного мягче летней для безопасной эксплуатации в холодное время года. При высоких летних температурах она становится еще более мягкой. В результате этого на горячем асфальте она попросту стирается, изнашиваясь в несколько раз быстрее. При этом неизбежно ухудшается управляемость машины. Автомобиль начинает рыскать по дороге, удержать его на заданной траектории может быть непосильной задачей. Более того, во время прохождения крутых поворотов мягкая боковина имеет шанс подломиться, что вовсе может привести к потере управляемости и перевороту автомобиля.

Летняя резина специально создается более жесткой как раз для того, чтобы исключить эти опасности. Она, в отличие от зимней, способна сохранять необходимую жесткость даже при очень высоких температурах окружающего воздуха и асфальта.

Среди безответственных автомобилистов, к сожалению, встречаются и такие, кто ездит летом даже на зимней шипованной резине, подвергая огромной опасности себя и окружающих. Такую езду можно, без преувеличения, назвать русской рулеткой. Способные вгрызаться в относительно мягкий лед, шипы неспособны надежно цепляться за твердый асфальт. Это приводит к тому, что часть поверхности шипованной покрышки становится скользкой. Происходит эффект коньков. Это может привести, как говорится, к аварии на пустом месте, там, где автомобиль на летних шинах проехал бы без малейшей доли опасности.

Замер протектора шин

Кроме того, что при эксплуатации зимних шипованных шин в теплое время года существует повышенный риск аварий, следует помнить еще один немаловажный момент. Металлические шипы при движении по сухому асфальту чрезвычайно быстро стираются и вылетают из своих посадочных мест. Такая резина становится непригодной для эксплуатации в зимнее время года даже после одного сезона летнего использования. Поэтому сэкономить таким опасным способом ни у кого пока не получилось и никогда не получится.

Срок службы автомобильных покрышек

На то, насколько долго автошина сохранит свою пригодность к эксплуатации, оказывает непосредственное влияние сам водитель. На долговечность покрышек в первую очередь влияет манера вождения. Если при аккуратном вождении и бережной эксплуатации ресурс резины рассчитан не менее чем на пятьдесят тысяч километров, то, не соблюдая правила эксплуатации автомобильных шин, этот пробег можно поделить более чем в два раза. Любители первыми уходить со светофора, стартовать с пробуксовкой и визгом, а также тормозить с блокировкой колес расплачиваются за это своим кошельком, регулярно приобретая новые комплекты покрышек.

Износ резины требует тщательного контроля со стороны автовладельца. Специалисты заявляют, что если остаточная величина рисунка протектора составляет менее четырех миллиметров, то эксплуатационные характеристики снижены по сравнению с новой шиной практически в два раза. Кроме того, с каждым последующим стертым миллиметром они будут уменьшаться на двадцать процентов. На легковых автомобилях в целях безопасности запрещается эксплуатации автомобильных шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 миллиметров.

Если шипованная резина растеряла около половины своих шипов, то от нее необходимо избавляться. Ждать удовлетворительных результатов на льду и снегу в данном случае уже не стоит. В крайнем случае, если семейный бюджет не позволяет приобрести новый комплект, можно использовать и этот еще максимум один сезон. Однако стоит помнить о том, что первоначальные характеристики шины утрачены и соблюдать предельную осторожность.

Кроме агрессивного вождения, на долговечности покрышек может отрицательно сказываться неисправность транспортного средства. В частности, нарушенный сход-развал способствует более быстрому износу протектора по краям. Кроме того, свое негативное влияние могут оказывать люфты в рулевом управлении и подшипниках ступиц, повреждения поворотных кулаков и рулевых тяг, а также перекос мостов и дисбаланс самих колес.

В случае обнаружения небольших трещинок на боковых сторонах покрышек не стоит спешить снимать их с автомобиля и выбрасывать. Один сезон еще вполне можно будет эксплуатировать такую резину. Однако, если обнаружится боковой порез, то шину придется выбросить сразу же. Это следует сделать и в случае обнаружения так называемых грыж или шишек на боковинах. Иначе колесо в самый неподходящий момент может просто взорваться и принести массу неприятностей, особенно если это произойдет на высокой скорости. Грыжи могут появиться, как правило, после агрессивного заезда на бордюр или попадания колеса на скорости в глубокую яму с острыми краями. В этих случаях шина сжимается, а одна или несколько нитей корда разрываются. Стоит отметить, что грыжи могут появляться не только с внешней стороны колеса, но и с внутренней стороны. Поэтому время от времени необходимо проводить профилактический осмотр покрышек на предмет такого рода дефектов.

При плановой замене покрышек следует сохранять их первоначальное направление вращения. Минимум раз в неделю каждый автомобилист должен контролировать давление в шинах.

Его избыток или недостаток приводит к ухудшению сцепных свойств колеса, а также куда более быстрому износу протектора. Рекомендуемое давление шин на разных автомобилях различно. Автомобилисту необходимо выяснить ответ этот вопрос в инструкции по эксплуатации своего транспортного средства.

Очень желательно менять колеса сразу комплектами, чтобы на всех покрышках как спереди, так и сзади был одинаковый рисунок протектора. На одну же ось установка шин с различным рисунком и вовсе запрещена на законодательном уровне. Соблюдение несложных рекомендаций, аккуратная эксплуатация, а также периодическая проверка давления и отсутствия грыж способны существенно продлить срок службы автомобильных шин.

Похожие темы