Тахограф цифровой и аналоговый — инструкция пользователя

Заголовок

Тахограф устанавливается в транспортное средство для возможности контроля труда и отдыха экипажа, а также для контроля за соблюдением скоростного режима. О том как пользоваться тахографом должен знать каждый водитель коммерческого транспорта.

Тахографы

Устройство тахографа

Тахограф представляет собой небольшое по размерам устройство, внешне напоминающее либо магнитолу, либо спидометр, если тахометр круглый. Его главной задачей является фиксация работы двигателя и скорости передвижения. Контроль осуществляется прежде всего в интересах экипажа транспорта, а также для общей безопасности всех участников движения. Если тахограф механический, то все данные записываются на пленку, если цифровой, то на карту памяти.

По российскому законодательству обязательным к использованию являются цифровые тахографы, так как  подделка данных таких устройств практически невозможна. Доступ к считыванию информации должен быть только у определенных сотрудников предприятия.

Устройство состоит из следующих деталей:

  • панель управления с дисплеем — для возможности настройки и наблюдения за прибором;
  • устройство для печати — работает по принципу кассового чека, выводя данные на термоленту;
  • считыватель карты тахографа — для идентификации водителя;
  • GPRS модем — для передачи информации на сервер;
  • датчик движения — с него данные передаются в зашифрованном виде, что полностью исключает возможность фальсификации;
  • пломбы одометра, часов и переключателя констант.

Внутрь устройства вмонтирован приемник сигналов глобального позиционирования, в России это система ГЛОНАСС. Для подключения бортового самописца достаточно штатной автомобильной электропроводки. Все измерения проводятся собственными датчиками тахометра, независимо от показаний приборов автомобиля.

Карта для тахографа

Карта нужна для возможности идентификации водителя транспортного средства, а также для считывания информации с устройства контролирующими органами. Все карты оснащены специальным микрочипом — для исключения возможности подделки. Карты бывают следующих типов:

  • карта водителя — для идентификации;
  • карта мастера — нужна для установки и настройки прибора;
  • карта предприятия — для получения и оценки данных тахографа;
  • карта контролера — для снятия показаний работниками ГИБДД и прочими контролирующими органами;

Водителю запрещается использовать чужую карту. Перед началом движения по маршруту он вставляет карту в тахограф, после чего она находится там до возврата транспортного средства на базу. Если водителей двое, вторая карта вставляется во второй слот и второй водитель вводит свой пин-код. Срок действия карты ограничен.

Кроме того, согласно российскому законодательству при наличии в транспортном средстве тахографа, к нему в обязательном порядке должна прилагаться инструкция. При отсутствии инструкции по эксплуатации инспектор ДПС имеет право выписать штраф.

Аналоговый тахограф

При работе аналогового устройства используется специальный диаграммный диск — шайба, которую необходимо правильно заполнять.

Перед тем как вставить шайбу в тахограф, водитель заполняет следующие данные:

  • ФИО;
  • место отправления;
  • дата отправления;
  • гос.номер транспортного средства;
  • начальные показания одометра;

Водитель начинает работу согласно графику. После окончании рабочей смены шайбу следует извлечь и вручную заполнить следующей информацией:

  • место прибытия (населенный пункт);
  • дата окончания рабочей смены;
  • конечные показания одометра;
  • общий пройденный километраж за рабочую смену.

Заполненная шайба должна храниться у водителя не менее 28 дней.

Порядок действий

  1. Перед выездом на маршрут карта водителя вставляется в специальный проем чипом вверх, после чего на экране отоброжается запрос пин-кода. При неверном вводе пин-кода более трех раз, карта автоматически блокируется. Для ее разблокировки используется пук-код, который идет в комплекте с пин-кодом. Если карта и пин-код введены верно, на дисплее должны отобразиться ФИО владельца.
  2. Далее вводятся данные о местонахождении водителя до начала рабочей смены: режим “отдых”, либо режим “работа”.После того как данные будут введены, водитель может начать движение. С этого момента на дисплее будет автоматически отображаться режим деятельности водителя.
  3. При выключении зажигания тахограф автоматически переходит в режим “отдых”, либо сам водитель его переводит нажатием соответствующей клавиши. При выключенном двигателе бортовой самописец выводит на экран режим “отдых”. Если двигатель работает, независимо от того, движется автомобиль или стоит, тахограф фиксирует режим “работа”. Все данные водитель может наблюдать на дисплее.
  4. По окончании рабочей смены водитель вынимает карту из слота.

Чтение показаний

В тахограф должна быть заправлена специальная термобумага для печатания показаний. Отсутствие термобумаги равнозначно поломке аппарата, поэтому водитель обязан возить с собой минимум два запасных рулона. Порядок действий по распечатке показаний будет следующим:

  1. Необходимо войти в основное меню и выбрать действие “печать”.
  2. Далее следует выбрать данные, которые необходимо напечатать — это могут быть данные либо по водителю, либо по автомобилю.

Водитель транспортного средства обязан знать, как распечатываются данные самописца, как производится замена термоленты, а также следить за наличием запасов бумаги для термопринтера.

В случае поломки бортового самописца водитель обязан вносить все данные на ленты тахографа вручную, ставя свою личную подпись. Эти действия являются обязательными для дальнейшего анализа режима труда и отдыха водителя. В течение 7 дней устройство должно быть отремонтировано, иначе водителю грозит штраф.

Правильная эксплуатация тахографа защищает прежде всего самого водителя от ненужных штрафов и снижает опасность ДТП.

загрузка...

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

загрузка...