Маховик сцепления

Маховик сцепления аватомобиля Сцепление
В современных автомобилях широко применяются двухмассовые (демпферные) маховики сцепления. Они функционируют за счет расположенной внутри пружинной системы.

Все знают, что сцепление является важной частью автомобиля. Его назначение — это передача крутящего момента коробке передач. Устройство маховика сцепления не является особо сложным. Эта важнейшая деталь двигателя, решающая достаточно сложные задачи. Эта деталь располагается между двигателем и трансмиссией.

Маховик (ведущий диск) осуществляет несколько разных функций:

  • Выполняет запуск двигателя со стартера;
  • Обеспечивает равномерное вращение коленвала;
  • Через него крутящий момент передается коробке передач.

Вдоль окружности маховика расположены особые зубья. С ними при запуске сцепляется с обгонной муфтой стартера (бендикс). После поворота ключа зажигания начинает вращаться электромотор стартера. Бендикс соединяется с маховиком, который с корзиной сцепления установлен на коленвале двигателя. От работоспособности и технического состояния перечисленных частей зависит, способен ли автомобиль двигаться. Обычно все неисправности описываемого механизма имеют ярко выраженные признаки, которые замечают даже малоопытные автолюбители.

Маховик сцепления аватомобиля
Маховик сцепления аватомобиля

Принцип функционирования

Маховик работает по принципу игрушечного волчка. Они аналогично начинают раскручиваться:

  • Волчек — от руки;
  • Автодеталь — из-за вращения коленвала.

Волчок крутится, пока не закончится полученная энергия. Маховик приобретенную энергию передает обратно, вращая коленвал.

Устройство

Маховик — это диск, диаметр которого варьируется с 30 см до 40 см. С торца он имеет зубья, благодаря чему он способен сцепляться с валом стартера и раскручивать коленвал при пуске двигателя. Деталь располагается на конце коленвала двигателя, его вторая сторона крепится болтами к корзине сцепления.

По конструкции маховики делятся на 3 группы:

  • Сплошные;
  • Облегченные;
  • Двухмассовые.

Типы маховиков

Схема маховика сцепления автомобиля
Схема маховика сцепления автомобиля

Сплошной выполняется как чугунный диск со стальными зубьями по внешней поверхности. В автомобилях он устанавливается чаще всего.

Облегченными маховиками оснащаются тюнинговые автомобили и модели с автоматической коробкой передач. Основным его достоинством является сниженный вес. Масса маховика перераспределяется по диску, поэтому он получается легче где-то на 1.5 кг. Уменьшается инерция, отдача двигателя повышается до 5%. Этот вид устройства конструктивно упрощен. Его назначение — быть шестерней, которую вращает бендикс стартера при запуске.

Широко распространен двухмассовый (демпферный) маховик. Он гасит вибрации, борется с крутильными колебаниями коленвала, снижает шумы, уменьшает износ синхронизаторов, защищает трансмиссию от перегрузки, а также упрощает переключение передач. Этот тип устройства имеет не такую легкую конструкцию, как простые маховики. Поэтому отдельные производители не ставят их на свои модели.

Двухмассовый маховик

Стремительное развитие автомобилестроения привело к тому, что:

  • Устанавливаются более мощные двигатели;
  • Повышаются требования к комфорту для водителей и пассажиров;
  • Уменьшается вес кузова автомобилей;
  • Выполняется аэродинамическая оптимизация;
  • Новые коробки передач стали использовать значительно более жидкие масла.

Проектирование двухмассового маховика проводилось с целью создания устройства, которое было бы способно максимально гасить крутильные колебания, передаваемые от двигателя к трансмиссии. Встроенная пружинно-демпферная система двухмассового маховика почти полностью поглощает их. Такая конструкция устройства занимается меньше места.

Особенности устройства

Конструктивно двухмассовый маховик имеет два корпуса:

  • Один, на который установлен венец стартера, соединяется с коленчатым валом;
  • На второй установлен узел сцепления.

Корпусы соединены между собой упорным и радиальным подшипниками скольжения. Они могут вращаться на оси независимо друг от друга. Между корпусами расположена пружинная демпфирующая система. Внутреннее пространство маховика заполнено консистентной смазкой. Она обеспечивает безукоризненное функционирование пакетов пружин, проложенных пластиковыми сепараторами (предотвращают блокировку пружинок).

Двухмассовый маховик сцепления
Двухмассовый маховик сцепления

Двухмассовому маховику характерен ступенчатый принцип функционирования пружинных пакетов:

  • Назначение мягких — создавать условия для безукоризненного запуска (выключения);
  • Жесткие обеспечивают оптимальное демпфирование крутильных колебаний при езде.

Причины неисправностей

Чтобы обеспечить надежную и долговечную работу маховика, не рекомендуется:

  • Перегружать автомобиль;
  • Ездить с не выключенным сцеплением;
  • Резко бросать педаль сцепления;
  • Трогаться на повышенной передаче;
  • Часто выполнять сложные маневры.

Сцепление также должно быть правильно отрегулировано. Пробуксовка дисков ведет к повышенному износу фрикционных накладок. Когда сцепление не выключается полностью (ведет), то появляется хруст при включении скоростей. Позже выходит из строя коробка передач. Чтобы избежать лишних проблем и непредвиденных затрат, следует аккуратно водить автомобиль.

Зубья бендикса и маховика изнашиваются со временем. О такой неисправности говорит шум при запуске стартера. После его снятия можно рассмотреть зубья венца.

Перед заменой детали необходимо:

  • Снять КПП;
  • Убрать корзину.

Появилась возможность открутить болты крепления маховика. Снятую деталь рекомендуется продефектовать. Часто фрикционные диски реально заменить самостоятельно.

Надежная конструкция двухмассового маховика сцепления гарантирует его долговечность в нормальных эксплуатационных условиях. Но, выполняя замену сцепления, рекомендуется обязательно внимательно оценивать состояние двухмассового маховика.

Для выполнения тщательного тестирования необходим специальный инструмент. Визуальный осмотр детали позволяет лишь констатировать первоначальные признаки серьезных повреждений:

  • Утечка смазки;
  • Царапины;
  • Величина радиального зазора подшипника;
  • Свободный ход.

Автодонт
Добавить комментарий