Радиаторы: биметаллические, чугунные, масляные, стальные

Радиатор охлаждения двигателя – узел, обеспечивающий комфортную температуру работы бензинового или дизельного двигателя внутреннего сгорания (ДВС), снижая ее при контакте корпуса с потоком воздуха, формирующегося во время движения автомобиля или вентилятором принудительно.

Конструкция радиатора

Все виды радиаторов имеет сходную конструкцию, включающую следующие элементы:

  • Сердцевина (решетка). Состоит из металлических пластин, пронизанных полыми трубками, соединяющими бочки радиатора.
  • Верхний и нижний бачки. Как трубки, изготовлены из легкосплавных материалов – меди, алюминия или латуни.
  • Входной и выводной патрубки. По входному патрубку осуществляется подача горячей охлаждающей жидкости (ОЖ), радиатор снижает ее температуру, а выводной патрубок замыкает систему через термостат. На входе устанавливают тройник для подключения расширительного бачка, компенсирующего изменения объема жидкости при колебаниях теплового режима.
  • Горловина с крышкой, с установленным вакуумным клапаном.
  • Датчик температуры. Как устройство управления информирует о температуре ОЖ, а при повышении рабочих параметров, позволяет запустить принудительное охлаждение.
  • Кронштейны крепления.

Основные элементы радиатора охлаждения

Важно! Отдельные модели комплектуются краником слива ОЖ, а также статично закрепленным защитным кожухом и вентилятором с электрическим или принудительным приводом.

Виды радиаторов

Радиаторы разделяют в зависимости от конструктивных особенностей трубок охлаждения:

  • круглые, где полезная площадь ограничена небольшим прямым контактом с воздушным потоком, коэффициент полезного действия невелик, широкое распространение получили из-за низкой стоимости, а также простоты сборки изделия;
  • овальные, с лучшими показателями теплоотдачи при этом, цена осталась в бюджетном сегменте;
  • спекаемые секции, изготовляются с оптимально подобранным углом контакта охлаждающего потока, надежные, но стоимость превышает бюджетные аналоги;
  • монолитно-алюминиевые, используется в системах охлаждения большинства автомобилей иностранного производства, их выгодно отличает высокая надежность, а также максимальная теплоотдача.

Разновидности трубок радиатора

Важно! Независимо от цены и типа изделий, использования современных ОЖ, элементы конструкции подвержены окислению, результатом которого представлены поломки и необходимость ремонта.

Конструкция алюминиевых радиаторов

Началом разработки узлов из алюминия в стране, считают период «холодной войны». Медь была стратегическим и дорогим сырьем, в то же время алюминий дешевле, а сфера использования ограничена. Выпускают два вида устройств, отличающихся технологией создания – сборная и паяная конструкции.

Сборные радиаторы

В сборных радиаторах используют трубки с круглым сечением и межтрубные пластины крепят без использования сварки, что значительно снижает стоимость узла, но ухудшает теплоотдачу. Технология изготовления представлена фиксации вальцовкой округлых сот, через пластичный полимерный или резиновый уплотнитель.

Пластичность прокладки сохраняется только на период сборки узла. Воздействие высоких температур изменяет свойства материала, и зачастую представляет собой место возникновения неисправности. На месте соединения потерявшего герметичность можно увидеть окись, потеки антифриза.

Цельнопаянные радиаторы

Конструкция предусматривает расположение охладительных трубок в шахматном порядке. Такое расположение усиливает теплоотдачу. Технология производства представлена предварительной сборкой конструкции и окончательной обработкой при высокой температуре в печи, обогащенной азотом. Он необходим для удаления поверхности изделия от окислов. Последний этап – установка пластмассовых торцевых бочков. Крепление производится способом волнового вальцевания.

Отдельную категорию представляют изделия, у которых бачки выполнены, как и соты, из алюминия. Массовую популярность они не получили – количество материала для бачка, примерно равно объему, необходимому для изготовления остальных элементов, но реставрируемые раритетные автомобили получают именно такие радиаторы.

Основные признаки неисправностей

Поводом для беспокойства об исправности радиатора и принятия решения о его срочном ремонте представлены следующие признаки:

  • Протекание ОЖ. Определяется правильно проведенным внешним осмотром площадки парковки автомобиля, а также контролем уровня ОЖ. Если узел дал течь или нарушена герметичность соединений, на месте стоянки остаются характерные пятна тосола.
  • Температура двигателя не снижается. Об этом можно судить по частому включению вентилятора, горячем впускном и выпускном патрубке.
  • Температура ДВС повышена, но узел охлаждения даже не прогревается. Причина – засоренность трубок радиатора. Они могут забиваться в результате смешивания несовместимых видов антифриза и проточной воды с солями или проникновения масла.

Радиатор потек

Важно! При любых неисправностях охлаждающей системы двигателя внутреннего сгорания пользоваться автомобилем не рекомендуют, а сделать ремонт нужно обязательно. Устранение незначительных нарушений герметичности можно провести своими руками, но связанный с конструктивным вмешательством, без профессиональной подготовки и специального инструмента, делать самостоятельно не рекомендуют.

Способы ремонта радиатора охлаждения

В зависимости от сложности ситуации возникновения неисправности, определяют меры для ее устранения. Они могут носить временный или поверхностный характер, но впоследствии обязательно проведение капитального ремонта.

Жидкость для ремонта радиатора

При обнаружении небольшой течи можно воспользоваться специальными химическими составами. Они имеют различные названия – герметик, восстанавливающая жидкость, восстановительный порошок. Их помещают в радиатор машины, и с течением небольшого времени, корпус станет вновь герметичным.

Обращают внимание на качественный состав, информацию о том, сколько заливать и как хорошо зарекомендовал себя производитель.

Такая мера не может считаться основным ремонтом – через время течь может возобновиться, и придется задуматься о серьезном вмешательстве.
Химия для восстановления целостности трубок

Холодная сварка

С появлением пластичного материала, как «холодная сварка», упростилась задача «бытового» ремонта – при обнаружении нарушений на стыках трубок или бачках, она использовалась повсеместно. Условием эффективности «сварки» тщательная чистка места применения с последующим обезжириванием. Недостаток представлен временем использования и невозможности применения в замкнутых системах с большим давлением.

Эпоксидный клей

Не меньшее распространение для ремонта сот в гаражных условиях получила эпоксидная смола. Устранять можно как небольшие, так и значительные площади, но эффективность отвода тепла снизиться.

Своей рукой нужно почистить место медной окиси, обезжирить, залить клей, предварительно смешав смолу и затвердитель в пропорциях, рекомендованных производителем. Выравнивают плоскость шпателем.

Пайка радиатора охлаждения

Пайка – надежный ремонт, который обеспечит эксплуатацию отреставрированного узла. Пайку невозможно провести без базовых знаний, а также инструмента и принадлежностей, в их числе:

  • паяльник;
  • газовая горелка или паяльная лампа;
  • кислота;
  • припой;
  • мелкозернистая наждачная бумага.

Пайка радиатора

Если повреждения получили бачки, щели пропаивают, трубки – при наличии запасных, меняют на исправные.

Ремонт радиатора охлаждения двигателя своими руками

Устранение неисправностей разделяют на этапы, в том числе демонтаж узла, восстановление его внешнего вида и внутреннего состояния, непосредственный ремонт, установка на штатное место со стандартной проверкой работоспособности.

Подготовка к ремонту

Подготовительные мероприятия представлены следующим:

  • Автомобиль устанавливают на ровной площадке под навесом или в гараже. Попадание внутрь охладительной системы пыли или природных осадков спровоцируют последующие неисправности.
  • Отключают электрическое питание, сняв «минусовую» клемму с аккумуляторной батареи.
  • Под днище устанавливают емкость и сливают ОЖ через краны блока цилиндров и радиатора. Если конструкцией не предусмотрены – потребуется снятие нижнего патрубка.
  • На разъемах отключают провода вентилятора и датчика температуры, отсоединяют патрубки.
  • Откручивают болты, предупреждая нарушения резьбы. Понадобятся ключи с размером головки подходящего размера. Снимают радиатор. Монтаж после ремонта производят в обратной последовательности. Охлаждающую жидкость лучше поменять на новую.

Важно! Во избежание термических ожогов при сливе антифриза необходимо выждать время для остывания мотора и элементов навесного оборудования.

Промывка снаружи и внутри

Для того чтобы провести точную диагностику повреждений проводят наружную и чистку внутренних каналов. Для этого понадобиться источник воды под давлением или воздушный компрессор. Порядок работ представлен:

  • вводной и выводящий жидкость патрубки, а также посадочное место датчика температуры, глушат пробками;
  • жесткой щеткой под струей воды отчищают от внешних загрязнений;
  • для устранения внутренних отложений и грязи используют сертифицированную чистящую жидкость, залив ее внутрь радиатора на время, указанное производителем;
  • сливают химический состав, полость промывают проточной водой.

После проведения чистки делают диагностику повреждений и проверяют качество соединений элементов конструкции.

Чистка радиатора водой под давлением

Важно! Очиститель и воду необходимо сливать в специально выделенную для этих целей, емкость. Их попадание на руки, другие открытые участки тела или в почву крайне нежелательно.

Ремонт сотовой части

При выявлении механических повреждений сот возможны следующие варианты устранения неисправностей:

  • Микроскопичные повреждения удаляют с помощью технологии применения эпоксидного клея или «холодной сварки».
  • Тонкие трещины достаточно зачистить от окиси, обезжирить и пропаять. Для работы используют мощный электрический паяльник или разогреваемый газовой горелкой. Необходимо проявить особую осторожность при работе у основания соты – высокая температура может спровоцировать распайку конструкции.
  • При значительных повреждениях сотовую трубки часть вырезают, а оставшиеся концы загибают и пропаивают. Если удалены 1-2 соты, КПД радиатора не уменьшится.

Важно! После ремонта рекомендуют проверить качество пайки, создав внутреннее водяное давление несколько большее, чем предусмотренное техническими характеристиками изделия.

Сборные радиаторы

Неисправности этого вида изделий, как правило, не касаются сотовой части. Из строя выходят уплотнительные резиновые прокладки, используемые в процессе закрепления трубок вальцовкой. При условии использования качественного антифриза срок службы прокладок в узлах западных производителей представлен 10 – 16 годами, отечественных моделях не превышает 11 лет, а экземплярах восточных производителей не прогнозируемый.

Ввиду дороговизны специальных припоев для пайки и кропотливости работы, специалисты ремонтируют преимущественно иностранные изделия, чинить радиатор, например, на «жигулях» просто нецелесообразно.

Цельнопаянные радиаторы

Поскольку цельнопаянные варианты узлов охлаждения не устанавливают на автомобили бюджетного сегмента, относятся к категории дорогих, их ремонт себя всегда оправдывает. Специалисты при самостоятельном ремонте акцентируют внимание на следующем:

  • сложности пайки угловых пакетов трубок – разница толщина металла не затрудняет равное прогревание стыкуемых поверхностей;
  • проведение работ с особой осторожностью в местах прилегания металла к пластиковым бачкам – неаккуратное использование паяльника приведет к дополнительным повреждениям;
  • целесообразности нарушения целостности вальцовки бачков, а если такая необходимость безусловна, то подсоединение производить на фотополимеры.

При всей сложности работ, новый радиатор будет стоить гораздо дороже расходов на приобретение материалов для ремонта и потраченного времени, чтобы аккуратно запаять повреждения.

 Какой радиатор лучше

Выбирая радиатор, необходимо опираться на рекомендации производителя автомобиля (параметры можно посмотреть на шильдике изделия). Конструкторы рассчитывают предельные нагрузки на все системы автомобиля, в том числе охлаждения. Избыточные возможности узлов при эксплуатации не используются, но приводят к дополнительным затратам.

Если владелец принимает решение о рестайлинге с модернизацией основных узлов, то при приобретении нового радиатора необходимо убедиться, что предложенная продавцом разновидность соответствует:

  • Размерам выделенного под узел места подкапотного пространства.
  • Входной и выпускной патрубки находятся в комфортных для подключения к системе местах, соответствуют диаметру штатных труб.
  • Кронштейны крепления обеспечивают посадку и жесткую установку на предусмотренное для узла место.
  • Материал и элементы не имеют видимых дефектов.
  • В описании представлены параметры (рабочие давление, режим эксплуатации и прочее), соответствующие эксплуатационным характеристикам автомобиля.
  • Возможно ли совмещение приобретаемого узла с радиатором охлаждения кондиционера или АКПП, если они предусмотрены.

Помочь при выборе радиатора поможет ознакомление с видеоматериалом об особенностях их производства:

Заключение

Ознакомившись с устройством, классификацией и способами ремонта, автолюбитель сможет самостоятельно отремонтировать радиатор. Если нет желания приобретать специальные принадлежности и составы для починки, оправдано обращение к профильным мастерам. Но своевременное обслуживание исключит необходимость ремонта, за исключением случаев механического повреждения при дорожных происшествиях.

Вам понравилась статья? Она была полезной?
Похожие статьи:

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.