Проверка аккумулятора автомобиля, а так же плотность и уровень электролита ареометром

Автомобильный аккумулятор (АКБ) – устройство, вырабатывающие электроэнергию для питания систем и запуска двигателя транспортного средства. Работа основана на химическом взаимодействии свинца и кислотного раствора. Необходимое напряжение достигается последовательным соединением секций, с напряжением 2V, до необходимых номиналов: мотоцикла – 6V, легкового автомобиля – 12V, грузовика – 24V. Своевременное обслуживание и применение способов проверки работоспособности автомобильных аккумуляторов, позволяют обеспечить их надежную эксплуатацию и длительный срок службы.

Аккумуляторная батарея без обслуживания

Признаки неисправности аккумулятора

Проверку аккумулятора автомобиля проводят с периодичностью, рекомендованной производителем, а также в случаях затрудненного или полностью невозможного запуска двигателя. Причины представлены следующим:

  1. Разряд АКБ. Стартер не способен создать достаточный крутящий момент – свидетельство полностью разряженного АКБ. Вращение происходит «вяло», но двигатель запустился. Определить уровень можно по индикации прибора на панели водителя, значения в котором могут быть представлены в процентах или вольтах.
  2. Плотность электролита. Последний, представлен смесью воды и кислоты. Оттого насколько соблюдена пропорция жидкостей, зависит время поддержания АКБ в рабочем состоянии.
  3. Уровень электролита. Его недостаток в батарее, провоцирует разрушение свинцовых пластин, уменьшает электрическую емкость и наносит внутренний фатальный вред АКБ.
  4. Пусковой ток. Он представляет собой «пиковую» нагрузку при запуске двигателя, где производится одновременное запитывание основных систем автомобиля. Низкий ток свидетельствует о разрушении или сульфитации пластин.

Утечка электролита АКБ

Важно! При выявлении вышеуказанных признаков, необходимо незамедлительно провести комплексную проверку состояния аккумулятора. В противном случае, запуск двигателя не гарантирован, но состояние АКБ ухудшится наверняка.

Способы проверки аккумулятора

Проверка аккумулятора – процедура не сложная, но требует наличия базовых знаний работы с контрольными измерительными приборами: нагрузочной вилкой, ареометром, мультиметром. Вместе с тем, обследование начинают с внешнего осмотра АКБ. Оценивают целостность корпуса, состояние контактов, отсутствие (наличие) следов течи электролита. Далее, переходят к тестированию основных технических параметров.

Нагрузочная вилка

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой производится в целях определения его текущего состояния и работоспособности.

Что такое нагрузочная вилка и для чего она предназначена

Нагрузочная вилка – простой прибор, позволяющий измерить степень заряженности и емкостные характеристики АКБ. По результатам проверки можно установить, насколько изношен источник электрического питания, и где искать причины возможных неисправностей.
Конструкция представлена следующими элементами:

  •  вольтметр, информирующий о выходном напряжении;
  • нагрузочного резистора;
  • соединительных принадлежности с клеммами АКБ;
  • защитного корпуса.

Важно! Безопасное использование прибора обеспечивает соблюдение правил технической и личной безопасности.

Применение нагрузочной вилки

Как пользоваться нагрузочной вилкой

Тестирование нагрузочной вилкой производится двумя способами – «под» и «без» нагрузки, путем касания соединительных элементов к клеммам батареи. Обеспечивает получение точных показаний соблюдение следующих условий:

  1. Температура внешней среды должна находиться в пределах 20 – 250С.
  2. Обеспечено подключение «+» и «–» АКБ и самого прибора.
  3. Длительность замера не должна превышать 5 секунд, а при необходимости повторного измерения – интервал не менее 5 минут.
  4. Для тестирования полностью разряженной батареи необходимо провести цикл зарядки.
  5. Если аккумулятор относится к категории обслуживаемых, следует выкрутить пробки всех банок.

Важно! Объективное соблюдение условий проверки – гарантирует оптимально верный результат.

Как правильно проверять

В первую очередь проводят проверку состояния батареи «без нагрузки». Порядок представлен следующими действиями:

  • клеммы аккумулятора отключают от электрической сети автомобиля;
  • соблюдая полярность, прибор подключают к клеммам;
  • фиксируют показания;
  • с помощью приведенной ниже таблицы определяют состояние.

Значение прибора, В Степень заряда, %
12,6 – 12,9 100,0
12,3 – 12,6 75,0
12,1 – 12,3 50,0
11,8 – 12,1 25,0
11,5 – 11,8 0,0

Условием проверки прибором «под нагрузкой», являются показатели, близкие к номинальным, но при пусковых нагрузках напряжение батареи падает и происходит ее быстрая разрядка.

Замер показаний производится на батарее, отключенной от бортовой сети. Особенности проверки представлены следующим:

  1. Пробки банок полностью закручены.
  2. При соединении контакта прибора и клеммы батареи может быть искрообразование.
  3. Подача дополнительной нагрузки производится нажатием на кнопку. В моделях вилок, где предусмотрено несколько нагрузочных элементов, выбирают режим, подходящий для конкретной батареи.
  4. Проверка проводится кратковременным увеличением нагрузки, продолжительностью не более 5 секунд.
  5. Сверить полученные показания, с таблицей значений, прилагаемой к инструкции по эксплуатации.

Важно! В момент загруженности происходит нагревание клемм и соединительных элементов. Во избежание ожогов в момент отсоединения, необходимо использовать перчатки или выждать время, необходимое для охлаждения.

Схема для изготовления

Нагрузочную вилку можно изготовить самостоятельно. Для этого понадобиться следующее:

  • вольтметр для измерения постоянного напряжения (24в, 12в);
  • включатель режима нагрузки;
  • нагрузочные сопротивления;
  • контактные провода, где один из них заканчивается «крокодильчиком».

Схема подключения вольтметра параллельная, включатель и нагрузочные сопротивления подключаются параллельно.

Проверка основных параметров аккумулятора мультиметром

Следующий способ бюджетный – проверка аккумулятора мультиметром. Этот цифровой прибор широко используется во всех направлениях, связанных с электрическими схемами и самим электричеством, объединяя в себе вольтметр и амперметр. Им измеряется сопротивление, ампераж, напряжение в сетях, а также температура отдельных элементов. Подготовка прибора представлена подключением двух проводов в гнезда, предназначенные для измерения напряжения, а переключатель режимов устанавливают на 20 вольт.

Проверка мультиметром

Проверка зарядки по напряжению в батарее

Порядок проверки напряжения представлен следующей последовательностью действий:

  1. Осуществляют подготовку тестера.
  2. Подключают контакты прибора к клеммам. Красным цветом провода – к плюсовой клемме, черным – минусовой.
  3. Фиксируют индикацию прибора.

Важно! Если показания соответствуют 12,7 В – батарея заряжена и исправна, диапазон 12,1 – 12,4 В – примерно 50% зарядка, 11,7 и ниже – фатальный разряд (ДВС автомобиля не запустится).

Проверка ёмкости АКБ

Емкость аккумулятора – это время в часах, в период которого он способен полностью обеспечивать номинальную нагрузку потребителей питания. Проверка емкости позволяет определить износ с момента начала эксплуатации.
Порядок измерения представлен следующим:

  • аккумулятор отключают от бортовой сети автомобиля;
  • замеряют напряжение – оно должно соответствовать полному заряду;
  • подключают один потребитель, например, лампочку фар на 3 – 5 минут;
  • замеряют напряжение и, воспользовавшись ниже приведенными сведениями, определяют падение емкости.

Напряжение, В Остаточная емкость, %
12,4 и выше 90 – 100
12,0 – 12,4 50 – 90
11,0 – 12,0 20 – 50
ниже 12 до 20

Важно! Если выявлен показатель равный или меньший 50% емкости, велика вероятность, что при понижении наружной температуры или использовании электроприборов при выключенном двигателе, машина заводиться не будет.

Проверка утечки напряжения

Утечка напряжения начинает сопровождать работу АКБ, если автомобиль эксплуатируют несколько лет, или было установлено дополнительное электрическое оборудование (сигнализация, звуковоспроизводящие устройства и прочее). В процессе эксплуатации, изоляция проводов может приходить в негодность (особенно на изгибах жгутов), а при самостоятельной установке оборудования возможны ошибки трассировки при подключении приборов. Проверка проводится мультиметром в следующей последовательности:

  1. В зависимости от модели, устанавливают положение переключателя в положение проверки постоянного тока до 10 ампер.
  2. В сеть автомобиля мультиметр включают последовательно. Снимают провод с «плюсовой» клеммы. К ней крепят один контакт измерительного прибора, второй – к проводу.
  3. При утечке, в короткий промежуток времени, показания будут меняться в сторону снижения, достаточно быстро.
  4. Дальнейшее выяснение причин перерасхода электроэнергии проводят последовательным отключением предохранителей питания потребителей.

Установив прибор, способствующий утечке, необходимо провести визуальную диагностику состояния питающих проводов и состояние разъемов.

Тестирование под нагрузкой

Мультиметр можно использовать для проверки рабочего состояния автомобильных электрических батарей под нагрузкой. Принцип проведения теста напоминает проверку нагрузочной вилкой. Отличие представлено самостоятельной сборкой цепи следующих устройств:

  • вместо вольтметра мультиметр, где и следует выставлять параметрами проверки напряжения;
  • нагрузочный элемент (номинал 100 или 200 А, в зависимости от типа АКБ);
  • размыкатель (включатель с подходящими характеристиками);
  • проводами, с сечением более 2,0 мм.

Мультиметр подключают к клеммам аккумулятора, а параллельно, через выключатель, нагрузочный элемент. Кратковременное, не более 5 секунд, замыкание нагрузки, позволит определить падение напряжения, а соответственно меры для приведения батареи в рабочее состояние.

Важно! Поскольку, в отличие от нагрузочной вилки, все элементы открыты, возможно, непреднамеренное замыкание проводов и приборов. Необходимо принять меры к обеспечению надежных соединений и изоляции открытых участков.

Тестирование методом контролируемого разряда

Проведение этого теста требует наличия точной измерительной аппаратуры и времени. Как правило, оно проводится в лабораторных условиях. Но если для домашних нужд приобретен блок разгрузки, например, PITE 3932, включающий в себя функции прибора зарядки аккумулятора и активирующее устройство, проводят проверку в следующей последовательности:

  • источник автомобильного питания снимают с автомобиля;
  • заряжают до 100%;
  • включают режим нагрузки, при котором потребитель не изменяет параметры тока и напряжения;
  • каждый час показания снимают вручную, если в блоке не предусмотрена функция снятия показаний;
  • данные сверяются с технической документацией к АКБ.

Важно! Проводить проверку методом контролируемого разряда не рекомендуют, если есть основания полагать, что банки имеют неисправности – выделяется критическое количество тепла, что приведет к разрушению свинцовых пластин и сульфитации.

Проверка плотности электролита с ареометром

Не самый популярный, но до сегодняшнего дня используемый способ, для обслуживаемых аккумуляторов – проверка плотности электролита ареометром. Он представляет собой прибор, погружаемый в каждую банку, который поднятием поплавка информирует о фактической концентрации кислоты в водном растворе. Значения свидетельствуют:

  1. Батарея исправна, и заряжена полностью с плотностью 1,24 – 1,27 г/см3.
  2. Разрядка не превышает 25.0% – 1,20 г/см3.
  3. 50% – 1,16 г/см3.
  4. Глубокий разряд, возможны неисправности или необходимо повысить плотность среды – 1,08 – 1,10 г/см3.

Использование ареометра

Важно! Во избежание химических ожогов при использовании ареометра, необходимо использовать перчатки и очки.

Правила и порядок использования ареометра для определения плотности электролита представлены следующим видео:

Лампочка на аккумуляторе «Зеленое окошко»

Современные аккумуляторы, относящиеся к категории необслуживаемых, производители оборудуют индикатором. Он выглядит как небольшой «глазок», изменяющий цвет в следующей зависимости:

  • зеленый – полный заряд, свидетельствующий, что батарея полностью исправна;
  • черный – свидетельствует о необходимости проверки плотности электролита в аккумуляторе или его уровня;
  • белый – информирует о полной разряде.

Контрольное окошко

Важно! Если цвет белый, и это не связано с долгой стоянкой автомобиля на морозе, следует провести не только подзарядку батареи, но и проверить зарядное напряжение генератора – возможно, он неисправен.

Заключение

Ознакомившись с вариантами проверки состояния аккумулятора автомобиля, владельцы смогут самостоятельно определить его работоспособность, и принять своевременное решение о приобретении нового источника электрического питания. Кроме того, возможность отследить изменения состояния батареи, позволят избежать ситуаций, когда в не самых удобных дорожных условиях, она откажет при запуске двигателя.

Вам понравилась статья? Она была полезной?
Похожие статьи:

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.