Стартер в ВАЗ 2101

Якорь стартера Электрооборудование
стартер ваз 2101, особенности конструкции и принцип работы. Возможные проблемы и методы их устранения

Стартер ВАЗ 2101

Запуск любого двигателя автомобиля выполняется при помощи стартера. Стартер ВАЗ 2101 имеет маркировку СТ—221. Данный стартер имеет мощность 1,3 квт. Начиная с 1986 года, ВАЗ 2101 начал оборудоваться стартером 35.3708, оборудованный тяговым реле уже с двумя обмотками и торцевой коллектор. Стартеры обоих конструкций при этом полностью взаимозаменяемы.

ВАЗ 2101

Конструкция стартера СТ—221

Стартер СТ—221 это электрический двигатель постоянного тока, состоящий из таких элементов:

  • Корпус с обмотками возбуждения;
  • Две крышки;
  • Якорь с приводом;
  • Тяговое реле.

Крышки с корпусом соединены в одну жесткую конструкцию при помощи двух шпилек. Корпус, катушки и полюса создают статор электродвигателя.

Особенности конструкции статера

Четыре полюса, закрепленные внутри стального корпуса винтами, являются основой для установки на них катушек обмотки. Катушки разделяются на сериесные и шунтовые и отличаются способом подключения к якорю. Сериесные подключаются последовательно, а шунтовые параллельно. За счет применения двух видов катушек получается так называемое смешанное возбуждение статора. Использование этой конструкции позволяет получить довольно низкий параметр частоты вращения якоря при холостом ходе без нагрузки. Что положительно сказывается на долговечности работы, так как втулки подшипников меньше изнашиваются, а значит, и не дает предпосылок для биений якоря.

Конструкция якоря стартера

В конструкцию якоря стартера входят такие детали:

  • Вал;
  • Сердечник с медной обмоткой;
  • Коллектор, изготовленный как пластмассовая втулка с вмонтированными в нее медными пластинами.

Якорь статера

Опорой вала якоря служат две металлокерамические втулки, которые пропитаны маслом и запрессованы в крышки стартера.

Регулировка свободного осевого хода осуществляется при помощи шайб, его значение должно находиться в диапазоне от 0,07 мм до 0,7 мм. Максимальный ход для стартера 35.3708 не должен превышать 0,5 мм. Передний конец вала якоря имеет установленный узел с названием бендикс.

Бендикс совмещает в себе роликовую обгонную муфту и шестерню. Крутящий момент передается от якоря стартера через шестерню на зубчатый венец маховика для обеспечения запуска двигателя. После того как двигатель заведется, уже маховик начинает пытаться раскрутить якорь. Высокая частота вращения якоря может привести к выбросу обмотки из пазов сердечника, а чтобы этого не произошло и необходима обгонная муфта.

Обгонная муфта выполнена из наружного и внутреннего колец. В наружном кольце есть три паза, в которых выполнены отверстия под стальные подпружиненные ролики, направляющие стержни и плунжера. Паз для роликов выполнен с изменяемой шириной, что обеспечивает свободное вращение роликов в широкой части, а в узкой они просто заклинивают между наружным кольцом и внутренним.

Конструкция тягового реле

Тяговое электромагнитное реле стартера предназначено для введения в зацепление рабочей шестерни бендикса и зубчатого венца маховика, после чего замыкает контакты цепи питания обмоток стартера.

Если говорить проще, то,для того чтобы стартер начинал крутиться только в тот момент, когда зацепление шестерни с маховиком произошло. Но тяговое реле несет еще одну функцию отключение вращения стартера и отвод шестерни после запуска двигателя.

Бендикс
Бендикс

Магнитная система состоит из таких элементов: Фланец с запрессованным в него сердечником; Ярмо, которое окружает обмотку; Фланец. Катушка реле намотана на каркас, выполненный из пластмассовых щек и латунной трубки. Обмотки различаются на удерживающую и втягивающую, причем направление намотки у них в одну сторону.

Принцип работы стартера СТ—221

Во время поворота ключа в замке зажигания происходит замыкание контактов и через обмотки электромагнитного тягового реле подается электрический ток. Магнитное усилие, возникающее на обмотках реле, передвигает якорь до момента соприкосновения с сердечником. После этого происходит отключение втягивающей обмотки, а работает только удерживающая. Это объясняется тем, что удержание якоря внутри реле намного проще, так как он уже втянут, при этом удерживающая обмотка выдает намного меньший магнитный поток.

Якорь реле, передвигаясь вперед, перемещает при помощи рычага бендикс в сторону зацепления с маховиком. Вал якоря стартера имеет винтовые шлицы, которые обеспечивают проворачивание рабочей шестерни. Кроме того, и рабочая шестерня и зубчатый венец маховика имеют фаски, выполненные на боковых кромках профиля зуба. Эти особенности облегчают ввод в зацепление шестерни и маховика, а буферная пружина между рычагом и обгонной муфтой смягчает удар.

Когда контакты реле замыкаются, на обмотки якоря и статора подается электрический ток, что вынуждает статор вращаться, а вместе с ним вращаются и ступица с наружным кольцом обгонной муфты. Ролики посредством пружин находятся в узкой части пазов, то есть они клинят наружное и внутреннее кольца обгонной муфты, тем самым обеспечивается передача крутящего момента от якоря к рабочей шестерне. Пуск двигателя сопровождается повышением оборотов маховика, а соответственно и рабочей шестерни. При этом внутреннее кольцо муфты способствует отводу роликов из состояния клина, то есть внутреннее и наружное кольца двигаются независимо друг от друга.

После отвода ключа зажигания ток перестает поступать на обмотки реле. Якорь реле с помощью пружины отводится назад и при этом отводит бендикс из состояния зацепления. Торможение якоря реле происходит за счет сил трения между валом и крышкой.

Основные неисправности и методы их устранения

К основным неисправностям стартера можно отнести:

Не включается стартер:

  • Возможно отсутствует контакт в цепи питaния, наблюдается при проржавевших или окислившихся наконечниках — поможет очистка или подтяжка контактов;
  • Поломка реле — поможет осмотр и проверка, в случае поломки рекомендуется замена;
  • Возможно кopoткoe зaмыкaниe oбмoтки — в случае невозможности ремонта, пocтaвьтe нoвый;
  • Отсутствует контакт в замке зажигания — стоит проверить замок, возможна замена контактной части.
Коленвал
Коленвал

При включении стартера наблюдается медленное вращение коленвала:

  • Возможна поломка либо разряд аккумулятора — стоит зарядить или поменять АКБ;
  • Окисление клемм аккумулятора — поможет зачистка клемм и наконечников проводов;
  • Моторное масло не имеет нужной вязкости — следует заменить масло;

Вращения стартера слышно, а коленвал не крутится:

  • Возможна пробуксовка муфты свободного хода — нужна замена привода;
  • Отсутствует смазка вала — требуется промывка вала и смазка моторным маслом;

При включении стартера слышен скрежет шестерни:

  • Неправильная регулировка хода шестерни или момента замыкания включения — необходима регулировка;
  • Появились забоины в зубчатом венце маховика — нужна замена зубчатого венца;
  • Буферная пружина ослабла — нужна замена пружины.

После пуска двигателя стартер BAЗ 2101 не отключается:

  • Возможное заедание вала якоря или окислились контакты реле — ремонтировать деталь после снятия;
  • Выход из строя замка зажигания — замена замка;
  • Замыкание в обмотке реле — замена реле;
  • Износ подшипников — необходимо установить новые.

Шум стартера во время езды

  • Плохое крепление стартера или контактов — подтянуть болты.

Автодонт
Добавить комментарий

  1. Xyz-

    Да,всё нормально! Не переживайте!

    Ответить