В экономически развитом обществе все отрасли деятельности связанные между собой в той или иной степени. Производство, сфера услуг и торговля пересекаются на определенных стадиях работы, а все элементы громадного механизма экономики связывает транспорт.
В зависимости от количества и объемов перевозимых грузов, транспортную сферу можно расположить в порядке убывания следующим образом:
- Морские грузовые суда
- Железнодорожные составы
- Воздушные суда
- Грузовые автомобили
Наиболее масштабные объемы перевозок осуществляются морскими судами, при этом настоящие «гиганты» могут доставлять в любую точку земного шара свыше 300 тысяч тон груза.
Следующий сегмент грузоперевозок занимает железная дорога. Авиационные перевозки выгодно отличаются скоростью доставки, но при этом довольно затратны. А замыкающим звеном в транспортной цепи выступают грузовые автомобили, доставляющие товары и грузы непосредственно к потребителю или заказчику.
Грузовой автомобиль независимо от его размеров и грузоподъемности, это в первую очередь надежное техническое транспортное средство, обеспечивающее своевременную доставку грузов. Поэтому, грузовики проектируются с учетом высоких нагрузок на корпус автомобиля и его ходовую часть. От надежности и безотказности работы подвески зависит не только своевременное выполнение работы, но и безопасность груза, водителя и окружающих. Перечислять все узлы и агрегаты машины, которые являются наиболее ответственными деталями можно долго, но хочется уделить особое внимание амортизаторам. От этого агрегата зависит плавность хода, проходимость и маневренность автомобиля.
Характеристики и назначение амортизаторов
Амортизатор для грузовика обеспечивает нивелирование восприятия колеса грузового автомобиля ухабов и неровностей дорожного покрытия, чем придает машине курсовую устойчивость и способствует существенному уменьшению внутренних вибраций кузова и повышает ресурс рабочих элементов корпуса. Широкое распространение для транспортных средств получили амортизаторы с двухтрубной телескопической конструкцией. Применяемый тип амортизатора отлично соответствует жестким требованиям эксплуатации грузовиков, концепция обеспечивает эффективную работу при сжатии и отбое.
Цикл работы амортизаторов базируется на двух физических свойствах гидравлической жидкости:
- несжимаемость гидравлической жидкости;
- вязкость гидравлической жидкости.
Гидравлическая жидкость помещенная в ограниченный объем, благодаря своим физическим свойствам, выступает основным рабочим телом стойки амортизатора и обеспечивает заданные параметры работы последнего.
Цилиндры двухтрубного амортизатора конструктивно расположены соосно. В цилиндре происходит возвратно-поступательное движение поршня, на котором смонтирован клапан обратного хода и предусмотрен перепускной клапан, обеспечивающий ход сжатия.
Донная часть цилиндра, также оборудована клапаном сжатия и перепускной клапан, работающий на отбое. Применяемая конструкция обеспечивает надежную и долговечную службу амортизатора независимо от условий эксплуатации автомобиля и воздействий окружающей среды.
Надежность и долговечность
Амортизаторы для грузовых автомобилей на протяжении всего срока эксплуатации подвергаются высоким переменным нагрузкам, что негативно сказывается на основные рабочие части агрегата. Поэтому, при конструировании и изготовлении, конструктора и инженеры применяют наиболее оптимальные принципы устройства амортизатора, а также используют высококачественные материалы.
В производстве внедряются процессы повышения прочности ответственных рабочих деталей амортизатора с целью обеспечения безотказности и надежности этой детали автомобиля. Хромирование и полирование поршневого штока обеспечивает надежную защиту от коррозии, уменьшает износ уплотнений и сальников. Направляющая втулка штока изготавливается из армированного серого чугуна или железо керамики, с низким коэффициентом сопротивления скольжению.
Направляющая имеет стопор ограничения хода штока, что способствует уменьшению вероятности ударов, и как следствие — увеличивается ресурс работы амортизатора в целом.
Уплотнение амортизаторов имеют сложную высокотехнологичную структуру, для их производства используются смеси пербунана или витоновых материалов. Характеристики этих материалов позволяют применять амортизаторы в широком температурном диапазоне, без потери рабочих свойств и качеств. Применяемые в уплотнениях материалы имеют высокий уровень инертности, что обеспечивает стойкость к агрессивным средам и, следовательно — надежность работы амортизатора.
Гашение колебаний в амортизаторе, обеспечивается за счет сопротивления жидкости, во время диффузорного прохождения системы клапанов. Во время сжатия амортизатора жидкость поступает из подпоршневой в надпоршневую полость, а количество жидкости, выдавленное штоком, проступает во внешний цилиндр. При возвратном движении все происходит в обратном порядке. В современных амортизаторах используют полусинтетическую гидравлическую жидкость, устойчивую к влиянию высокой температуры и не теряющую свои характеристики при критически низких температурных показателях.
Обеспечение безопасности
Качественная работа амортизатора грузового автомобиля, обеспечивает безопасную эксплуатацию транспортного средства на любом покрытии и в различных дорожных ситуациях. При выходе из стоя амортизаторов или же при их неправильной работе, поведение автомобиля становится непредсказуемым и опасным.
Транспортное средство с неисправными амортизаторами теряет управляемость, снижается комфорт и безопасность движения, возникают следующие проблемы:
- Заносы при движении в поворотах
- Повышенный шум и вибрация
- Сильные удары корпуса во время движения
- Сильное раскачивание автомобиля
- Потеря контроля над автомобилем
Рабочие элементы клапанов с уменьшенной усадочной потерей распределяют нагрузочное воздействие на всю рабочую область, исключая необходимость дополнительных регулировок. Износостойкие уплотнения креплений амортизаторов снижают шум и вибрацию кузова автомобиля, повышают долговечность корпусных деталей крепления. Правильная работа амортизаторов позволяет уверенно держать автомобиль в поворотах с критическими значениями радиуса, исключает возможность как продольного так и поперечного раскачивания машины.
Не последнюю роль, в надежности и долговечности работы амортизатора для грузового автомобиля играет репутация производителя. Традиционно, лучшими в этой области считаются немецкие торговые марки.
Немецкие производители амортизаторов, учитывая необходимость снижения сроков простоя в отрасли грузового транспорта, делают ставку на экономичность, работоспособность и долговечность.