При движении по сухой поверхности дороги, шина имеет максимальное сцепление элементов протектора с покрытием. Когда дорога становится влажной и на ней появляются капли воды, сцепление протектора с дорожной поверхностью уменьшается. Плёнка воды, становится преградой между двумя трущимися поверхностями, протектором и дорогой, что ослабляет их взаимодействие и ведет к заносу.
Эффект, когда машина полностью теряет контакт с дорожной поверхностью, носит название – аквапланирование. Есть и другие наименования этого явления, но, суть остаётся неизменна. В чём же опасность аквапланирования?
Многие водители путают скольжение и аквапланирование (гидропланирование). Скольжение это уменьшение сцепления покрышек с дорожной поверхностью, возникающее при совершении резких манёвров. Но, этот процесс является контролируемым.
Что касается гидропланирования, то, когда между шиной и дорогой образуется водяная пленка — шина всплывает. Учитывая скорость автомобиля, после всплытия, шину инерционно несёт водный клин, поэтому, все попытки изменить траекторию с помощью рулевого колеса, затормозить, являются тщетными, до тех пор, пока не уменьшится скорость, а вместе с ней и несущая способность этого клина. После этого шина опять обретает контакт с дорогой и становится управляемой. Это явление опасно не столько потерей контакта шин с дорогой, а то, что это происходит на скорости. Чем выше скорость, тем риск аквапланирования выше.
Как себя вести на мокрой дороге?
Для защиты от этого явления, шинными компаниями придумано не мало моделей и разновидностей покрышек. Конечно, выбрав шины, разработанные специально для дождливой погоды, с маркировкой «Aqua» или «Rain» вы сделаете хороший шаг к большей безопасности на мокрой дороге. Если вам приходится часто ездить по мокрой дороге, то не стоит затягивать со сменой шин, вы всегда это можете сделать в круглосуточном шиномонтаже. Также нужно помнить, что самая главная защита, это безопасная скорость и нормальный, не изношенный протектор.
В условиях дождя или при наезде на водную гладь, следует снизить скорость и ни в коем случае не пытаться повернуть руль и тормозить, иначе, зажатые тормозными колодками колёса спровоцируют занос, а повёрнутый в сторону руль, с учётом скорости спровоцирует резкий бросок в сторону. При аквапланировании, необходимо колеса держать по прямой, а руль, как можно крепче. Пройдя водную гладь на безопасной скорости, колеса быстро обретают контакт с дорогой.