Раздаточная коробка Шеврале Нива

Раздаточная коробка Нива 2121 Раздаточная коробка
Раздаточная коробка нива 2121 является одним из важнейших узлов трансмиссии Нивы шевроле. Как же она работает? Как выполнить самостоятельно техническое обслуживание?

Раздаточная коробка шевроле нива выполняет ту же функцию, что и на других автомобилях, а именно изменяет величину крутящего момента и распределяет его между задним и передним мостами.Раздатка имеет две передачи, передаточные числа которых 1,2 и 2,135. Мосты имеют постоянный привод и соединены при помощи межосевого дифференциала, который обеспечивает перераспределение крутящего момента в зависимости от сопротивления движению колес. В случае необходимости существует возможность блокировки дифференциала, что обеспечивает большую проходимость, так как частота вращения переднего и заднего приводных валов будут одинаковы из-за жесткой их связи между собой. Крепление раздаточной коробки на ниве 2121 осуществляется непосредственно к кузову посредством двух кронштейнов с резинометаллической основой. Овальные отверстия в кронштейнах и возможность установки дополнительных прокладок между самими кронштейнами и кузовом позволяют довольно точно отрегулировать положение раздатки относительно фланца промежуточного вала.

Раздаточная коробка Нива 2121
Раздаточная коробка Нива 2121

Конструкция раздаточной коробки

Все детали корпуса раздаточной коробки 2121 литые и выполнены из алюминиевого сплава, а соединяются между собой при помощи шпилек и гаек. Лючек, который выполнен в верхней части картера, закрывается металлической крышкой. Для центровки передней крышки картер имеет два установочных штифта.В качестве заводского уплотнения в соединениях картер-крышка используются картонные прокладки, однако при ремонте вместо них можно использовать специальный герметик. Сальники, в качестве уплотнения, установлены на вилках переключения и блокировки дифференциала, а также абсолютно на всех валы. Заливное и сливное отверстия для масла выполнены в передней крышке. Заливное отверстие выполняет дополнительную функцию – контроль уровня масла в картере.Два шариковых подшипника, установленные в картере и передней крышке, являются опорой для ведущего вала. Отсутствие люфта подшипников обеспечивается буртиками вала, с одной стороны, а также упорным кольцом фланца с самоконтрящейся гайкой у переднего и упорной шайбой с гайкой у заднего подшипника, с другой стороны. Установочное кольцо расположено в проточке внешнего кольца заднего подшипника зажимается картером и задней крышкой, тем самым предотвращает осевое смещение ведущего вала.

Ведущий вал

Ведущий вал 2121 имеет две шестерни. Передняя шестерни имеет больший размер и обеспечивает высшую передачу и устанавливается она с возможностью свободного вращения на шейке вала, твердость которой обеспечена термической обработкой. Меньшая по размеру задняя шестерня соответственно отвечает за низшую ступень и установлена она уже на термобработанной втулке, в натяг установленной на вал. Каждая шестерня имеет два зубчатых венца – косозубый и прямозубый. Наружный (больший) венец с косыми зубьями находится в состоянии постоянного зацепления с ответными шестернями промежуточного вала, прямозубый венец (меньший) входит в зацепление с муфтой при переключении передачи. Муфта передвигается по ступице,которая жестко сидит на шлицевой части вала между шестернями, и при зацеплении с соответствующей шестерней осуществляет передачу крутящего момента на необходимую зубчатую пару. Если же муфта расположена в среднем положении, то передачи момента не происходит, а, значит, и передачи вращения от двигателя к колесам происходить не будет.

Промежуточный вал

На промежуточном вале раздатки 2121 установлены две косозубых ответных шестерни, которые находятся в постоянном зацеплении с соответствующими ведущими шестернями. Передняя шестерня имеет еще одно зацепление с шестерней дифференциала. Характер нагрузок промежуточного вала таков, что его необходимо устанавливать в подшипниках разного типа: задний шариковый, а передний роликовый. Фиксация от осевого смещения выполнено по той же схеме, что и у ведущего вала. Спидометр снимает данные как раз с промежуточного вала раздатки. Это обеспечивает стальная ведущая шестерня, впрессованная в торец промежуточного вала, и ведомая пластмассовая шестерня, установленная на валике корпуса привода спидометра.

Схема раздаточной коробки Нива 2121
Схема раздаточной коробки Нива 2121

Управление раздаточной коробкой

Раздаточная коробка Нивы 2121 имеет ручное управление с механическим приводом рычажного типа. Качание рычага переключения происходит в продольном направлении и выполняется на оси, которая установлена в проушины кронштейна впереди раздаточной коробки. Снижение трения обеспечивают впрессованные пластиковые втулки в отверстия рычага. Нижняя часть рычага вставляется в паз на шток, а фиксация происходит при помощи фигурной пружины. Другой конец штока, в свою очередь, соединяется с вилкой, которая перемещает муфту переключения. Жесткость этого соединения обеспечено болтом. Уплотнение штока на выходе из корпуса раздатки выполняется сальником, а грязе-пылезащита с помощью резиновой гофры. Фиксация всего привода переключения в установленном положении выполняется подпружиненным шариком, входящим в специальные пазы штока.

Замена масла в раздаточной коробке

Раздаточная коробка 2121 конечно же требует регулярного обслуживания. К основным работам по обслуживанию раздаточной коробки 2121 стоит отнести замену масла согласно рекомендациям автопроизводителя. Масло рекомендовано менять каждые 45 тысяч километров. Для выполнения этой процедуры нужно взять двенадцатый шестигранник, шприц для заливки масла, собственно само масло и емкость под отработку. Лучше всего выполнять замену масла на смотровой яме или на подъемнике.

Наилучшим условием для слива масла – теплая раздаточная коробка 2121, то есть если машина стояла, то проедьтесь на ней несколько километров, тогда масло нагреется, станет более текучим и его легче будет слить.

Порядок выполнения работ выглядит следующим образом:

  • Выкручиваем сливную пробку над емкостью для отработанного масла и ждем, пока оно все стечет;
  • Завинчиваем сливную и откручиваем заливную пробку;
  • Заливаем при помощи шприца масло до тех пор, пока оно не достигнет нижней кромки заливного отверстия;
  • Завинчиваем пробку.

Не забывайте, что масло применять надо только трансмиссионное,и по сравнению с обычным моторным имеет другие характеристики.

Автодонт
Добавить комментарий